На архипелаге Шпицберген открылось зернохранилище "конца света". Здесь в условиях предельной безопасности будут храниться образцы семян чуть ли не всех растений Земли - на случай если произойдет глобальная катастрофа и чтобы пережившие ее земляне могли восстановить сельское хозяйство.Строительств этого зернохранилища было начато почти ровно год назад по инициативе международного фонда "Разнообразие сельскохозяйственных культур", а архипелаг Шпицберген (по-норвежски Свальбард) в Северном Ледовитом океане для осуществления этого проекта был предложен Норвегией, которая взяла на себя и его финансирование.
Хранилище представляет собой три обширных помещения (27 х 10 м), вырубленных в скале, к которым от поверхности ведет туннель с герметизированным входом. Сейчас в этих помещениях установлены стеллажи с образцами 250 тысяч семян растений, преимущественно культурных, используемых в сельском хозяйстве.
Весь этот проект стоимостью около $10 млн затевался для сохранения биоразнообразия Земли в случае вселенской катастрофы, причем всего в хранилище "конца света", как немедленно прозвали проект журналисты, будет помещено 4,5 млн штук семян. Стоимость проекта на самом деле не так и велика, поскольку все помещения и туннель вырублены в относительно мягких песчанике и известняке. Тем не менее, инженеры настаивают, что хранилище способно выдержать прямой ядерный удар или геологическую катастрофу.
У проекта появилось и другое название - второй Ноев ковчег. И действительно многие растения требуют немедленного спасения, а некоторые виды исчезли уже полностью, причем недавно - например, необычные злаки Ирака и Афганистана, некоторые растения Филиппинских островов. В первом случае виноват человек (три войны), во втором - цунами.
Сохранение биоразнообразия растений - не единственная цель строителей Нового ковчега. Все живое, особенно культурные растения, имеет склонность к постоянным изменениям в результате мутаций, обусловленных условиями их произрастания. Так, сейчас уже практически невозможно найти настоящие антоновские яблоки с их неподражаемыми запахом и вкусом. Да и вообще количество сортов яблок резко сократилось, и вкус их стал усредненно-сладковатым. Причем не только природные условия влияют на мутационную изменчивость, но и сами люди - к сожалению, с учеными степенями по биологии. Коммерциализация требует не качества, а в первую очередь количества. Поэтому мы покупаем несъедобные для червячка, глянцевые и увесистые плоды труда польского сельхозпроизводителя, увы, по вкусу не отличающиеся от кормовой свеклы, слегка присыпанной сахарной пудрой.
И хранилище "конца света" представляет собой в сущности появление эталона растений, нечто наподобие Парижской палаты мер и весов, в которой хранятся эталон метра и килограмма. Наши внуки и правнуки смогут использовать эти семена для выращивания настоящих, вкусных овощей и фруктов. Может быть, вернется и бунинская антоновка.
Почему для этих семян не наступит конец света
1. Хранилище вырублено в скале на высоте 130 метров над уровнем моря, и возможное таяние ледников Гренландии и Антарктиды его не затронет - уровень моря поднимется лишь на 10-20 метров.
2. Скала над хранилищем защитит его от ядерного взрыва, падения метеорита или геологических катаклизмов. Впрочем, бомбить Шпицберген вряд ли будет - это холодный, малонаселенный архипелаг, не представляющий стратегического интереса.
3. Архипелаг находится всего в 1000 км от Северного полюса, и хотя температура внутри хранилища поддерживается на уровне минус 18 С с помощью холодильных установок, при выходе их из строя температура все равно будет около минус 4 С. Под горой находится слой вечной мерзлоты глубиной 200 м.
4. В этих условиях семена могут храниться практически вечно - ведь еще не так давно удалось прорастить семена пшеницы из гробниц фараонов, оставленные там 3 тысячи лет назад в условиях жаркого египетского климата.
Герои и жертвы российской биологии
История знает героический пример сохранения семян культурных и диких растений в нечеловеческих условиях. Такой подвиг совершили сотрудники Всесоюзного института растениеводства (ВИР), в котором хранилось несколько тонн (!) семян пшеницы, фасоли, ржи и многих других культур, более 300 тысяч образцов. Эти семена собрал великий генетик академик Николай Вавилов во время заграничных экспедиций по поиску центров происхождения культурных растений. И ни одно из семян не было тронуто ботаниками этого института, умиравшими от голода во время ленинградской блокады 1941-1944 гг. В первую же зиму 41-42 гг. умерло 14 сотрудников ВИР, а за все 900 дней блокады - около 30 человек. Сам организатор института Николай Вавилов умер в 1943 г. и тоже от голода, но не в Ленинграде, а в Саратовской тюрьме, где отбывал 20-летний срок "за контрреволюционную деятельность".
|