Наверное, все уже знают: в этом году в северной столице появится новая ветка метро. И все понимают, как это важно и здорово для Петербурга. Метро растёт, и с каждой новой станцией у нас появляется ещё немножко города, становится меньше неудобного «далеко»; метро меняется, и скоро можно будет, увлёкшись книжкой, заблудиться в хитрых переходах «Спасской - Сенной – Садовой», и ездить на самом длинном в Европе эскалаторе, и торопиться в центр с далёкой «Южной», и волноваться перед свиданием на «Звенигородской».
Вооружившись терпением и любопытством, я решил узнать, каким станет питерское метро в ближайшие годы.
Петербургское метро сегодня
Метро в Питере - это 60 станций, расположенных вдоль четырёх линий (на самом деле линий пять, 4-я и 5-я временно объединены, но не всем об этом сказали); наше метро - самое глубокое метро в мире, 53 из 60-ти его станций - глубокого заложения (50-75 метров).
Принято считать, что достаточная для города подземка - когда каждый горожанин может дойти пешком от дома (или работы) до ближайшей станции за 15 минут; по этому показателю мы сильно отстаём от других развитых мегаполисов, у нас 50-70% населения добирается до метро наземным транспортом.
В постсоветское время строительство Петербургского метрополитена сильно замедлилось: если до 1991-го года строилось по 10-15 станций каждые 10 лет (т.е. в среднем 1-2 станции в год), то после 1991-го года построили всего 6 станций. Впрочем, теперь ситуация изменилась: сегодня метро Санкт-Петербурга по активности работ - второе в стране (после Московского), значительно увеличено финансирование из городского бюджета, в ближайшие годы обещают направить на развитие метро дополнительные федеральные средства.
Нас с вами ждут удивительные события.
(Следует понимать, что информация, приведённая ниже - не истина в последней инстанции, а частное мнение, основанное на словах официальных товарищей, на публикациях в прессе, на современных и прежних планах развития метро, на рассуждениях знающих людей. Чем дальше будущее - тем менее надёжна информация, и многое ещё может поменяться. Впрочем, собирая материал, я избегал заведомо недостоверных сведений и не включил в схему многие станции, по моему мнению не подтверждённые достаточным числом источников.) Итак...
Планы развития метро на 2008 год
Итак, к концу этого года в схемах Петербургского метрополитена станет на линию больше. 1-го декабря будет запущен восьмикилометровый участок 5-й (Фрунзенско-Приморской) линии со станциями «Спасская» (с переходом на «Сенную площадь» и «Садовую»), «Звенигородская» (с переходом на «Пушкинскую»), «Обводный канал» и «Волковская» (впрочем, хотя станция «Обводный канал» уже практически готова - её погодят открывать до 2010-го года). Также к 5-й линии отойдёт половина нынешней 4-й, Правобережной, - от «Садовой» до «Комендантского проспекта», 4-я линия теперь будет заканчиваться станцией «Спасская».
К моменту открытия «Спасская» и «Звенигородская» не будут иметь собственных выходов в город.
В первом квартале этого года на 14 долгих месяцев закроют станцию «Горьковская»; вестибюль станции будет разрушен, вместо него построят более современное здание. Это грустно, но зато в первом же квартале года после реконструкции снова заработает станция «Владимирская».
Планы развития метро на 2009-2010 годы
В 2009-м году собственный выход появится у станции «Звенигородская», закроется на длительный ремонт «Нарвская», а в 2010-м построят, наконец, вестибюль «Обводного канала» (на месте бывшего кинотеатра «Север») - и откроют станцию.
На 2010 год запланирован пуск второго участка Фрунзенского радиуса 5-й линии, что за «Волковской»: заработают станции «Бухарестская» и «Международная».
После 2010 года в Санкт-Петербургском метрополитене, вероятно, будет введена зональная оплата проезда (как на пригородных электричках).
Планы развития метро на 2011-2012 годы
К 2011-му году завершатся работы на станциях «Спасская», «Спортивная» и «Адмиралтейская». «Спасская» получит собственный выход в город, а «Спортивная» - второй выход, на Васильевский остров (сразу за Тучковым мостом). «Адмиралтейская» - знаменитый долгострой питерского метро, «станция-призрак» - также обретёт выход, для чего в историческом центре города, на углу Малой Морской и Кирпичного переулка снесут, а потом построят обратно (уже с вестибюлем метро) злосчастный дом (во время войны он был разрушен, его строили заново).
Кстати сказать, станция «Адмиралтейская» - это самая глубокая станция метро в Европе, она расположена на глубине 102 метра; таких длинных эскалаторов не бывает, поэтому здесь будет два эскалаторных пролёта.
В 2012-м году построят третий участок Фрунзенского радиуса 5-й линии, включающий станции «Проспект Славы», «Дунайский проспект», «Балканская» и «Южная» (в районе Южной промзоны). Вестибюли всех этих станций будут расположены вдоль Бухарестской улицы.
Планы развития метро до 2015-го года
До 2015-го года планы туманны и потому, как кажется, велики. Следует учитывать, что это только планы, что работы здесь ещё не начинались, а трассировка линий и названия большинства станций окончательно не утверждены.
Итак, возможно уже после 2012-го года будет запущена 6-я (Красносельско-Калининская) линия Петербургского метрополитена. Эта линия будет дуговой (т.е. пересекающей радиальные линии), она разгрузит пересадочные узлы в центре города. Первый участок будет включать станции «Черниговская» (с пересадкой на «Московские Ворота»), «Новоизмайловская», «Броневая», «Путиловская» (с пересадкой на «Кировский завод») и «Казаковская».
Уже после 2010-го года начнётся строительство очень важной для города 7-й - Охтинско-Петроградской (или Кольцевой) - линии (правда, согласно схемам генерального плана, эта линия всего лишь полукольцевая, неизвестно, как и когда она будет замкнута). До 2015-го года будут открыты станции «Средний проспект» («Василеостровская – 2»), «Спортивная – 2», «Введенская», «Ботаническая» (с пересадкой на «Петроградскую»), «Гренадёрская» и «Сампсониевская» (с пересадкой на «Выборгскую»).
На северном Приморском радиусе 5-й линии, за «Комендантским проспектом», планируется построить ещё две станции с проектными названиями «Магистраль №27» (возможно, она будет называться «Ждановская» или «Долгоозёрная») и «Магистраль №30» (она же «Улица Шаврова», она же «Коломяжская»).
Прискорбно укороченная в 2008-м году 4-я линия до 2015-го года прирастёт всего одной станцией, «Театральной площадью», но в далёком будущем... впрочем, об этом позже.
Ещё в период до 2015-го наконец соединят две пересекающиеся, но прежде несвязанные линии: 3-ю и 5-ю; будет построена станция «Адмиралтейская – 2» (между «Гостиным Двором» и «Василиостровской») с переходом на «Адмиралтейскую».
6-я линия от «Московских Ворот» двинется на северо-восток, в сторону Красногвардейского района. Будут построены станции: «Боровая», «Обводный канал – 2» (с пересадкой на «Обводный канал»), «Лиговский проспект – 2» (с пересадкой на «Лиговский проспект»), «Знаменская» (с пересадкой на «Площадь Восстания» и «Маяковскую»), «Суворовский проспект», «Смольная» (и «Смольная – 2»), «Площадь Калинина» (с пересадкой на Кольцевую линию), «Улица Замшина», «Пискарёвская» (рядом с железнодорожной станцией «Пискарёвка») и «Ручьи» (рядом с железнодорожной станцией «Ручьи»).
Также 6-я линия будет продлена на юг от «Казаковской» станциями «Брестская», «Петергофское шоссе», «Сосновая Поляна» и «Лигово».
4-я линия через Васильевский остров (станции «Большой проспект», «Шкиперская» и «Приморская -2») уйдёт на север, в Приморский район; разные источники предполагают различное количество и последовательность станций, наиболее часто повторяются «Стадион им. Кирова», потом «Улица Савушкина», потом «Лахта».
На 4-й линии за «Улицей Дыбенко» строится станция «Народная», вторая станция Петербургского метрополитена, расположенная за пределами города (первой была станция «Девяткино»); её строительство осложнено необходимостью постоянно взаимодействовать с Правительством Ленинградской области.
Кольцевая линия, возможно, будет продлена в обе стороны: станции «Арсенальная», «Площадь Калинина – 2» (с пересадкой на «Площадь Калинина»), «Полюстровская», «Большеохтинская» (с пересадкой на Ржевско-Канонерскую линию), «Ладожская – 2» (с пересадкой на «Ладожскую») - это по часовой стрелке; «Большой проспект – 2» (с пересадкой на «Большой проспект»), «Площадь Репина», «Нарвская – 2» (с пересадкой на «Нарвскую»), «Московские Ворота – 2» (с пересадкой на «Московские Ворота» и «Черниговскую»), «Волковская – 2» (с пересадкой на «Волковскую») - против часовой стрелки. Удивительно, но она по-прежнему не замкнута.
Ржевско-Канонерская линия, которая упоминалась абзацем выше, станет 8-й линией Петербургского метрополитена. На ней будут станции: «Порт», «Коломенская», «Спасская – 2», «Грибоедовская», «Литейный проспект», «Чернышевская – 2», «Смольная – 2», «Большеохтинская – 2», «Проспект Энергетиков», «Проспект Косыгина», «Ириновский проспект» и «Ржевка».
В интернете встречается информация о 9-й линии, которая предположительно будет называться «Северной», но, поскольку нет сведений ни о том, где и как она пройдёт, ни о её станциях, - я не нанёс её на схему; это либо вымысел, либо нечто очень отдалённое по времени.
Резюме
В ближайшие 17 лет число линий увеличится с 4-х до 8-ми, включая Кольцевую, будет построено 68 новых станций. А ещё в городе появится новый вид транспорта - наземный экспресс - но о нём я расскажу в другой раз.
Такие вот подземные дела.
|