Многое в России
привлекает зарубежных инвесторов – быстрые темпы роста ВВП,
многочисленное население и значительное развитие покупательной
способности. Но своеобразная и подчас темная деловая среда создала
России репутацию страны, где открыть свое дело не так-то просто.
Как международные компании могут преодолеть трудности и получить выгоду от ведения бизнеса в России?
Вашему
вниманию предлагаются 8 заповедей, которые должны помочь западным
компаниям расцвести на российской почве. Основой для этих советов
послужили интервью с управляющими 36 западных компаний, которые ведут
дела в России, а также наш собственный опыт.
Заповедь 1. Руководить авторитетно, но не авторитарно
Россияне
ценят сильных, увлеченных своим делом лидеров, которые завоевывают
авторитет и доверие в соревновании. Успешный лидер в России неотразимо
выглядит, добивается превосходных результатов, а ответственность и
успех делит со своими сторонниками. Отстраненность директора компании
от процесса управления, напротив, часто воспринимается как слабость.
Заповедь 2. Создать сильную организационную культуру с ясно различимыми иностранными компонентами
Россиянам
нравятся трудовые культуры, которые предполагают, что работник
пользуется уважением, что он является частью команды, что от него ждут
работы в полную силу – все это потому, что эти элементы не являются
частью традиционной русской производственной практики. Западная
компания должна сохранять и поддерживать эти ценности, даже если ее
топ-менеджмент постепенно заполняется национальными кадрами. Сильная
организационная культура также помогает управлять действиями
работников.
Заповедь 3. Работать над постепенным созданием ответственной трудовой организации
Очень
непросто заставить работников-россиян принимать решения и проявлять
инициативу: они не привыкли этого делать. Создавать ответственную
трудовую организацию следует постепенно, а начать разумно с обещания не
наказывать сотрудников за добросовестные ошибки.
Заповедь 4. Уважать местные обычаи, но при этом играть по своим правилам
Не
старайтесь подражать бизнес-моделям российских партнеров или
конкурентов, поскольку обыграть их на их собственном поле очень сложно.
Как правило, в России добиваются успеха те западные компании, которые
используют бизнес-модели, доказавшие свою успешность в других странах,
при этом несколько адаптируя их к местным условиям.
Заповедь 5. Быть твердым в принципиальных вопросах и гибким в деталях
В
условиях изменчивой российской действительности, говорят некоторые,
планирование не представляется возможным. Мы считаем, что оно
необходимо. Жесткая постановка долговременных задач в сочетании с
гибкостью в отношении тактики их решения поможет сотрудникам
сориентироваться в море изменчивости.
Заповедь 6. Учиться жить и работать в кризисных условиях
Россия
очень предсказуема: непредвиденные события случаются почти каждый день.
Компании должны быть готовы не только справляться с трудностями, но и
замечать возникающие попутно возможности. Уменьшить количество
сюрпризов можно посредством внедрения систем раннего предупреждения –
например, дополнительных промежуточных финишей в ходе долгосрочных
проектов – которые позволят отследить отставание на ранних этапах.
Заповедь 7. Понимать, что коррупция распространена в России повсеместно и с ней придется иметь дело
Встреча
с коррупцией в России неминуема. Справиться с ней компания может
попробовать несколькими способами. Она может выступать в качестве
субподрядчика другой компании, которая уже подвержена коррупции. Она
может упредить коррупцию, предлагая договор, который не будет
противоречить принятым в компании этическим стандартам. Нам стало
известно об одной фирме, которая предоставляла чиновникам образцы своей
продукции в обмен на ежедневные отчеты о потребительских
характеристиках товара, организовав тем самым выгодное для себя
тестирование. Кроме того, компания может войти в бизнес на поздней
стадии его развития или избегать сотрудничества, которое неминуемо
вовлечет ее в коррупцию. Россияне оценят коррупционную стратегию
компании, так что непреклонность в этом вопросе – ключ к успеху.
Заповедь 8. Вести сотрудничество с правительственными учреждениями всех уровней
Личные
связи играют важную роль в России. Политики и правительственные
учреждения здесь по-прежнему имеют власть над бизнесом. Иногда личное
внимание важнее, чем взятка. Топ-менеджеры компании должны регулярно
наносить визиты чиновникам из правительства, приглашать их к себе,
участвовать в местной благотворительности и обучающих программах.
Карл Фей, Станислав Шекшня The Wall Street Journal October 27, 2007 Перевод: Инопресса